Ковалев Аристарт.Алексеевич – докт. эк. наук, проф

КУДА ГРЕБЕТ РАБ НА ГАЛЕРАХ

Россия в состоянии брожения.  Пожалуй, нет ни одного  социального слоя в обществе, где бы  недовольство властью  своим нарастающим гулом не будоражило умы, не вызывало протесты. Страна словно вернулась во времена период  предреволюционного 1917 года. Все больше осознаются кричащие противоречия  между   разжиревшим меньшинством, одинаково циничным и уверенным в своей безнаказанности, и огромным нищенствующим и бесправным  большинством; между политикой разрушения производства и огромными ресурсами для его развития; между высокими духовными ценностями нашего народа и полицейским и бюрократическим произволом, политикой его развращения и деградации западными суррогатами.   Экономика вступила  на ту «красную черту», за которой начинается, попросту говоря, движение к полномасштабному кризису.

Вслед за левыми силами, научным сообществом во весь голос заговорили уже и буржуазные представители реального сектора. Составляются программы подъема экономики,   одна умнее другой на тему «грозящая катастрофа и как с ней бороться».  Конечно, все они рассчитаны  на разумную власть, способную воспринимать и внедрять нужные для страны научно-практические разработки.   Но та остается к ним глухой.  Для всех ясно, что раб на галерах гребет не в нужную сторону.

Естественно,  возникает вопрос —  что же это за власть, какова ее социальная природа и способна  ли она в принципе  вытащить Россию из кризиса и  поставить ее на путь возрождения и расцвета? Без ответа на этот вопрос мы не двинемся дальше, по выражению Ленина,  не убрав первую кучу,  нельзя подойти к другой.

В то же время, чтобы  понять эту власть и смысл проводимых ею реформ, надо обратиться к ее истокам — политики начала 90-х годов.  к  моменту ее зарождения.

Силы, которые привели к реставрации капитализма в России, зародились еще в недрах  советского общества в его поздний период.    Наряду с  приверженцами  социалистического строя, в стране укоренилась   коррумпированная бюрократия, возникли и стали набирать силу  уже в 60-х годах  пробуржуазные элементы:  руководителями госпредприятий, которые  в  условиях развития рыночных отношений превращали часть прибыли  в капитал,  и теневой экономикой.  В зависимости от соотношения этих  сил возможны были три основных пути дальнейшего развития страны.   В случае решающего превосходства социалистических сил  страна могла бы пойти по пути развития социалистического строя с господством общенародной собственности на средства производств, усилением планового начала в экономике, развитием самоуправления трудящихся снизу и  с использованием рыночных отношений.  В случае превосходства сил социализма и развития рыночных отношений  возможен был путь перехода к  экономике типа НЕПа или современного Китая. Однако, как известно,  страна пошла по наихудшему варианту – развала Советского Союза и социалистических отношений и перехода на путь частнокапиталистического хозяйства. В условиях значительного превосходства сторонников социализма это стало возможным только благодаря подкупу правящей верхушки страны (Горбачева, Яковлева и др.)  мировой буржуазией (прежде всего, США), которая в союзе с национальной буржуазией и коррумпированной бюрократией и предопределили дальнейший ход событий.

Каждая из этих трех сил имела свои интересы, которые во многом сходились и переплетались между собой. Задачей буржуазии было  уничтожить социалистические отношения и создать строй частнокапиталистических собственников.    Интерес коррумпированной бюрократии состоял, кроме реставрации капитализма,  в достижении всей полноты власти как источника обогащения.      Мировая буржуазия имела свои интересы, которые вытекали из законов капитализма на империалистической стадии его развития. Рассмотрим более подробно – в чем природа и смысл эти интересов.

Как известно, по Ленину, при империализме действует закон неравномерного развития капитализма, по которому противоречия между развитыми странами приводят к мировым войнам между ними, в результате чего в капиталистической системе возникает наиболее слабое звено — страна, в которой может произойти социалистическая революция. После возникновения системы социализма в целях борьбы с ней развитые страны в отношениях между собой обходятся без войн, а их объединенные усилия теперь направлены  на совместную эксплуатацию стран третьего мира, на их колонизацию.  Эту новую существенную связь – между объединенными  странами империализма и эксплуатацией  ими слаборазвитых стран —  обозначим законом полярного ( или преимущественного) развития. Из этого закона вытекает   объединенный, интегральный интерес империалистов в эксплуатации, колонизации  других стран, который стал еще более концентрированный,  еще более мощный.

В русле этого интереса, наряду с большинством стран мира,  оказалась и Россия с ее богатейшими природными ресурсами. Практика и арсенал средств  колонизации различных стран у  империалистов весьма богатый и разнообразный – от военных до политических. Для разрушения СССР был применен давно испытанный  метод подкупа руководителей, выращивания пятой колоны в стране – проводников интересов мировой буржуазии, с помощью которых в условиях нарастания внутренних противоречий в стране и был запущен механизм перехода экономики на путь  капиталистического развития, колонизации России. Интерес мировой олигархии в отношении России состоял в превращение ее экономики  в сырьевой придаток Запада, в разрушении обрабатывающей промышленности, в насаждении компрадорской (послушной им)  власти, в создании дешевой армии труда, в расчистке пространства для деятельности транснациональных корпораций, в сокращении населения до численности 30 -40 млн. чел., достаточных для обслуживания топливно-сырьевого комплекса страны.  Этот интерес мировой олигархии проводился через экономическую политику правящей верхушки России на основе принципов «Вашингтонского консенсуса».

Капитализация экономики России проводилась в основном  в два этапа: первоначальное накопление капитала для приватизации государственной собственности и собственно этап приватизации. На первом этапе задачи накопления капитала решалась путем перераспределения ранее созданного  национального богатства.  Произошло крупномасштабное и исключительно быстрое перераспределение доходов от большинства населения в руки немногочисленной социальной группы «новых русских».  Рассмотрим лишь те главные методы экономической политики,  которую проводила власть для невиданного ограбления народа

Прежде всего,  из арсенала «Вашингтонского консенсуса»  была использована политика либерализации цен и отказ государства  от вмешательства в экономику.  В результате либерализации цен путем предоставления  предприятиям права произвольно назначать цены без каких либо ограничений произошло резкое их повышение, гиперинфляция. Этому способствовало и отказ  государства от регулирования рынка, что привело к контролю над рынком монопольно организованных  посредников, которые взвинчивали цены (торговая наценка  на основные товары массового спроса  доходила до 50 — 90% цены),  извлекая сверхдоходы.  Так как гиперинфляция происходила без каких-либо компенсационных выплат и индексации со стороны государства, то   были обесценены, фактически ликвидированы  сбережения, хранившиеся в государственном Сбербанке, у подавляющего большинства  населения и резко обесценены   денежные доходы населения (заработная плата,  пенсии, стипендии и др.). Уже в течение первых лет «реформ»  произошло двукратное  сокращение реальной заработной платы.

В русле политики перераспределения доходов  от большинства к меньшинству правительством использовалась и огромная часть эмиссионного дохода, генерируемого Центральным банком  в ходе гиперинфляции, которая могла бы быть использована для компенсации потерь населения от повышения цен, на деле была распределена между «своими» банками» и получателями льготных кредитов, которые  «прокручивали» их в различных спекулятивных операциях, наживая огромные капиталы; или же, пользуясь дефицитом денег,  выдавали кредиты другим хозяйствующим субъектам по завышенным ставкам, наживаясь на этой разнице.   В результате такой политики, во 1-х,  происходило резкое падение доходов населения, во 2-х,  в условиях высокой ставки кредитов  сокращались оборотные средства предприятий, урезались средства на их развитие, на заработную плату, снижалась их конкурентоспособность, многие из них обесценивались и в период приватизации продавались за бесценок.

Однако спекулятивное использование эмиссионного дохода, которое прочно вошло в арсенал  средств государства по ограблению населения,   явилось лишь эпизодом более общей политики правительства, предписанной   американцами в начале 90-х годов,  политики  сжатия денежной массы,  в том числе и за счет сокращения выплат государства на социальные нужды и экономическое развитие, якобы для достижения финансового равновесия, борьбы с инфляцией.   Эти средства, которые концентрировало в своих руках государство,  частью использовались для закупки долларовой массы, что было в интересах США,  частью разворовывались чиновниками по различным каналам.

Были соблюдены и интересы мировой олигархии.  По законам, опять же  написанным для нас американцами, Центральный банк мог выпускать рубли (эмиссия денег) только в сумме, не превышающей  суммы закупленной  виртуальной  иностранной валюты через механизм так называемых золотовалютных запасов. Так были налажены внешний  контроль и управление финансами России, перекачка ресурсов из России в резервуары США.  С тех пор на долларизации экономики Россия стала терять  ежегодно по  несколько сот миллиардов  долларов, что ложилось тяжелым бременем  на плечи трудящихся. (ДОЛЛАРИЗАЦИЯ???)

Ограбление населения  попутно решало и важнейшую задачу для буржуазии  —  реальное  подчинение труда капиталу, как необходимое условие укрепления власти буржуазии. Оно сопровождалось не только резким ухудшением материальных условий жизни большинства трудящихся, но и деморализацией (действует больше чем война), духовной деградацией населения с целью подготовки  безропотных, бездуховных, аполитичных рабов для капитала.  Этой же цели был подчинен и  геноцид населения, прежде всего, русского народа, который проводился российской властью в интересах мировой олигархии.  Резкое сокращение численности населения  происходило не только в результате катастрофического падения жизненного уровня большинства населения, но и  путем насаждения алкоголизма, наркомании,  духовной деградации людей и т.п.  Поражает,  с какой жестокостью и цинизмом, изуверским хладнокровием  проводилась эта политика геноцида населения,  людей обманутых и обездоленных, доверчивых и беззащитных. По циничному заявлению Гайдара, пусть вымирают, если не приспособились к рыночной экономике. История рождения буржуазии в западных странах не знала столь масштабного истребления людей. Голод и нищета,  духовная деградация, организованная  властями, делали то, чего нарождающаяся буржуазия еще  пять веков назад  достигала огнем и мечом в туземных странах с целью их подчинения.  Здесь на скамье подсудимых не только российский капитализм, но главным образом, мировой, американский империализм. Конечно, в интересах российской буржуазии было стремление избавиться от человеческого материала  мало или совсем непригодного к эксплуатации, прежде всего, людей пенсионного возраста.  Но геноцид был, прежде всего, в интересах  мировой олигархии,  в задачи которой  входило сокращение население России.

Так, в кратчайшие сроки произошло перераспределение доходов от большинства к меньшинству, созданы условия для реального подчинения труда капиталом, налажена финансовая зависимость России от США. Экономически ослабленные и заторможенные в техническом развитии в условиях гиперинфляции многие предприятия оказались перед лицом немногочисленной группы «новых русских» с огромной концентрацией награбленных средств.

Следующий этап состоял  в  превращении государственной собственности путем ее  приватизации в частнокапиталистическую собственность.  Этот этап получил мощное ускорение после  расстрела Белого дома, который стал сигналом   бюрократии  и капиталу к криминальному  захвату  государственной собственности. На пути к  этому  стояли  демократы — сторонники более мягкого вхождения в рынок, с обеспечением «добросовестной конкуренции и прозрачности рынка», с меньшими издержками вхождения населения в рынок. Эти буржуазные романтики забыли кровавую историю буржуазии в эпоху первоначального накопления капитала, о самой зловещей  и грабительской сути капитализма  и были расстреляны.   Кровавый путь, криминальный характер, расстрельная политика буржуазного государства – навсегда останутся знаковыми  символами новейшей истории российского капитализма.

Наиболее значительные объекты государственной собственности – крупнейшие  предприятия естественных монополий, металлургии, химической промышленности, ведущие банки страны и др.  были приватизированы путем сговора  узкого круга избранных лиц  в интересах,  выгодных для американцев. Так появились монополии Абрамовича, Гусинского, Вексельберга и пр. В сущности,  это была огромная коррупционная взятка, которую дали американцы этим избранным лицам (Абрамовичу, Дерибаски, Гусинскому и пр.), ставшими в одночасье монополистами, взамен верной службы их интересам. Поэтому монополистический капитал в России с самого его рождения носит компрадорский характер.

Приватизация  других предприятий немонополистического характера, обрабатывающей промышленности  также проводилась масштабно и в кратчайшие сроки.  Причем при  исключительно лживой идеологии: утверждалось,  что смысл приватизации состоит в превращении всех работников в собственников средств  производства, в создании справедливого общества собственников с равными возможностями.  Так, трусливая буржуазия спешила, боясь разоблачения ее своекорыстных замыслов.  Страх и ложь, переплетаясь и  усиливая друг друга, придали особый смысл идеологии правящей олигархии.  Для ускорения приватизации она проводилась зачастую за бесценок, а то и бесплатно,  на деле же —  через взятки и откаты. Поэтому приватизация  представляла собой  колоссальную аферу века, в которой государственные чиновники прошли огромную, богатейшую  школу коррупции, отработали многие схемы преступного обогащения, в том числе и за счет разворовывания средств, полученных от приватизации. Так коррумпированное чиновничество крепило свое криминальное могущество,  все более набирая вес в правящем классе

К существенным особенностям политики власти в процессе приватизации следует отнести и дробление крупных предприятий на более мелкие.  Например, цеха единого  металлургического комбината  превращали в отдельные мелкие предприятия. В результате  высококонцентрориванное,  высокообобществленное производство опускались на более низкую историческую ступень – мелкое производство, что приводило к экономическому ослаблению предприятий и создавало условия для их технической деградации и деиндустриализации.  Этот переход не мог не сказаться и на политической надстройке. Более низкому техническому уровню производства соответствует усиление роли бюрократии в правящем классе с ее феодальными замашками.

Важнейшая особенность российской приватизации состоит и в том,  что крупные приватизированные объекты были зарегистрированы за рубежом, в оффшорах и попали под внешнее управление. С тех пор все средние и крупные приватизированные компании России должны были регистрироваться за рубежом как иностранная собственность.  Такой механизм приватизации,  по существу, стал формой контрибуции победителям. В то же время это было выгодно и российским олигархам: во-1-х, в случае народного восстания они имеют предлог призвать войска НАТО защитить эту,  как бы иностранную собственность в России, защитить свою буржуазную власть; во-2-х,  уклоняться от уплаты в российский госбюджет налогов на доход  предприятий, работающих в России, но зарегистрированных в оффшорах. И эта практика уклонения от налогов продолжается до сих пор.

В результате приватизации основной части государственной собственности, ранее общенародной социалистической, выстроилась новая система собственности, в которой главными ее формами стали государственная, капиталистически монополистическая и немонополистическая.  Они далеко неравноправны между собой.   В частности,  монополистическая собственность господствует над немонополистической, а государственная  потеряла характер общенародной и превратилась, по сути,  в собственность госчиновников, в источник их обогащения.  В соответствии с этим в системе господствующего класса каждая из его групп занимает различное место. Господствующее положение занимают государственная бюрократия (олигархи власти) и монополистическая (производственная и банковская) олигархия, интересы которых тесно переплетаются между собой: бюрократия, в частности, вкладывает награбленные средства в акции монополий, а последние получают  различного рода субсидии из госбюджета, льготные кредиты и т.п.  Эти две  группы и образовали правящую олигархию.  В противоположность им буржуазия немонополистического сектора, главным образом обрабатывающей промышленности,  находится в подчиненном положении, входит в противоречие с олигархической верхушкой и чаще всего представляет интересы национального капитала.  В системе правящей олигархии России политика  бюрократии,  хотя  в конечном счете и подчинена интересам монополистического капитала,  часто играет ведущую роль.  Такой «вес» она набрала уже  в ходе политического переворота в 1991 году и в  процессе  проведения приватизации, поставив в зависимость многих предпринимателей.

После приватизации, уже в новых условиях господства частнокапиталистической  собственно на средства производства «высшим пилотажем» правящей олигархии в деле ограбления населения было строительство  « финансовой «пирамиды» государственных  краткосрочных обязательств (ГКО), размещаемых под сверхвысокий процент (сверхприбыль от спекуляций ГКО доходила до 100%. годовых и выше). Эта финансовая «пирамида»  высокой доходностью  втягивала отвлекаемые от текущего потребления   денежные средства предприятий и населения.   Механизм ограбления народа был предельно прост.   Выплата сверхвысоких процентов по ГКО производилась за счет государственного бюджета, в  связи с чем периодически  сокращались государственные расходы на социальные, производственные нужды, оборону, науку, образование и т.п., чтобы увеличить расходы на оплату  процентов финансовым спекулянтам по гособязательствам.

Основные сливки снимали, конечно же, держатели огромных пакетов облигаций – финансовые олигархи и другие крупные отечественные и зарубежные  финансовые спекулянты. Так  как государственный бюджет наполнялся в основном за счет экспорта сырьевых, природных ресурсов  страны, то перераспределение госбюджета на покрытие государственных обязательств по облигациям означало, по существу, продолжение ограбление национальных богатств  отечественным и иностранным капиталом.

Поражает, с какой алчностью правящая олигархия  ухватилась  за  этот  источник обогащения. Даже тогда, когда обслуживание госдолга уже превысило  возможности налоговой базы в 1,5 – 2 раза, когда уже была очевидна неминуемость дефолта (в 1998 г.),  для поддержания этой грабительской авантюры был взят за рубежом огромный кредит, усиливая зависимость России от мировой олигархии.  Разразившейся дефолт в 1998 году был рукотворный, всецело результат политики правящей олигархии России.

Оборотной стороной сверхдоходов правящей олигархии стало дальнейшее обнищание народа, разрушение реального сектора экономики, прежде всего, предприятий обрабатывающей промышленности, в том числе и наукоемких, высокотехнологичных производств.  Уже в ходе приватизации   разрушались хозяйственные связи,  падали объемы и эффективность  производства.  Сверхдоходность  ГКО привела к  переливу капитала из производственной сферы в сферу финансовых спекуляций, а вместе с ним — к сокращению оборотных средств предприятий, кризису их платежей, резкому сокращению инвестиций и производства,  падению их  рентабельности.   В результате эффективность производства снизилась  более чем на треть, вдвое сократился объем производства.

Велика роль в разрушении нашей обрабатывающей промышленности  и иностранного капитала. Использование российских предприятий,  оказавшихся в  руках иностранных конкурентов, носило исключительно колониальный характер. Они использовались  либо для  выжимания  максимальной прибыли, либо  их  перепрофилировали с целью организовать производство  наиболее трудоемких  или экологически грязных комплектующих, а то и ликвидировали  как конкурентов с целью захвата  внутреннего рынка и т.п. .  (с. 49)   Параллельно с разрушением российской экономики происходило замещение отечественных товаров импортом. Разрушенное наполовину отечественное производство настолько же замещалось импортом товаров.

Вместе с разрушением материальных производительных сил происходило и разрушение главной производительной силы – работника. Эксплуатация наемного труда носила исключительно варварский характер, — она была во много раз выше эксплуатации рабочих Запада. Несвоевременная выплата заработной платы стала правилом.  Огромная безработица  —  10-20%  от численности работоспособных  — давила на занятых,  еще больше ухудшая их положение. Вместе с разрушением наукоемких, высокотехнологичных  производств  становились излишними высококвалифицированные рабочие,  специалисты и ученые.  Сотнями тысяч они покидали страну и становились добычей  зарубежного капитала.

Так происходил???  в России переход от социализма к капитализму с  одновременным переходом к  сырьевой модели  экономики с разрушением обрабатывающей промышленности  в интересах мировой финансовой олигархии руками  колониальной администрации России.

    В последующие годы и по настоящее время буржуазное государство России проводит все ту же политику формирования экспортно-сырьевой  модели развития с разрушением обрабатывающей промышленности, политику подчинения  мировой олигархии, политику паразитизма и расточительства.   Однако, рассмотрим все по порядку, рассудим по ее делам.

Говоря об экономической  политике на дальнейшее продвижение экспортно-сырьевой модели роста экономики, заранее отметим, что эта модель неэффективна уже по той причине, что страна экспортер теряет на разнице добавленной стоимости, которая содержится  в сырьевой продукции (здесь ее намного меньше)   и в наукоемкой продукции, которую страна импортирует. Есть и другие не менее важные причины не в пользу этой модели. Тем не менее,  правительство  упорно  насаждает ее вразрез национальным интересам по двум основным направлениям: стимулирование и развитие сырьевого сектора экономики и разрушения предприятий обрабатывающих отраслей,  сельского хозяйства и др.

Правительство всячески стимулирует  добычу и экспорт продукции добывающей  промышленности и дешевой продукции низкой степени передела, обслуживая, таким образом,  сырьем центры капиталистического мира. Величайшими памятниками расточительства нынешней власти наших природных богатств является строительство северного и южного потока в обход Белоруссии и Украины вразрез интересам наших славянских братьев и в угоду западному капиталу, а также трубопроводов на восток ближайшим соседям.   Государственная политика либерализации рынка позволяет естественным монополиям постоянно завышать тарифы, цены на свою продукцию и таким образом грабить остальных производителей и население страны. Кроме того, государство проводит политику постоянной поддержки естественных монополий путем предоставления различного рода субсидий, льгот и т.п., (олигарх  Дерибаска, например, в 1913 году получил огромную дотацию из госбюджета для поддержки предприятий, которые он ограбил), оплачивает кредиты, полученные  корпорациями  от иностранных банков во время кризиса, и т.п.

В то же время доходы, экспортная выручка от этого экспорта размещаются, инвестируется на мировом финансовом рынке, (обменивается на ценные бумаги),  прежде всего на рынке США. В результате доходы от нефти и углеводородов достаются не России, и,  следовательно, страна чуть ли не даром передает национальные богатства Западу, кормит чужую экономику. В этом, прежде всего,  и состоит интерес  мирового капитала, который и реализуется через компрадорскую власть России,  придавая экономики России колониальный характер.

Другим направлением политики правящей верхушки по создании экспортно-сырьевой модели является  дальнейшее разрушение обрабатывающей промышленностисельского хозяйства страны, науки и др. Для их производственной деятельности  создаются условия, значительно хуже по сравнению с их западными конкурентами.

Так, государство облагает налогами фактически на уровне 60 – 90% от полученных доходов (официально – 45). Только на фонд заработной платы налоги достигают 50-65%, что не может не тормозить ее повышение. В целом налоги в России в 4-5 раз выше, чем, например, в США

Банковские кредиты  предприятия могут получить под 11% годовых,  тогда как на Западе  они в пять и больше  раз дешевле.  Весьма ограниченные возможности предприятий  и в получении долгосрочных кредитов, например, на крупное перевооружение своей технической базы. Высокие процентные ставки  существенно тормозят инвестиционную активность в России.  Однако неолибералы твердят обратное: «Снижение процентных ставок – контрпродуктивная мера, которая приведет вовсе не к ускорению экономического роста,  а к дисбалансу и накоплению новых рисков в разных сегментах экономики» (См.: Гарвардский форум в Москве  в январе 2013 года).

Тарифы и цены на товары и услуги естественных монополий, прежде всего, на  топливно-энергетические ресурсы,  по которым продают естественные монополии предприятиям, превышают их даже в тех странах, которые не обладают этими ресурсами.  Это – политика либералов, которая заключается в том, чтобы государство отказалось от фиксации уровня тарифов, предоставив эту функцию  рыночному механизму.

Значительную часть доходов предприятий «съедает» высокая инфляция, прежде всего, за счет опережающего роста тарифов естественных монополий, а также монополий частного бизнеса, который, например, приводит через торговлю к росту цен на продовольствие и другие товары потребления населения.

Весьма крупными пожирателями доходов предприятий являются различного рода посредники между производителями и потребителями, главным образом, торговые монополии и особенно в сельском хозяйстве, где  они присваивают  от 50 до 90%  доходов. Разница между ценами производителей  и розничными ценами фактически составляет 3, 2,  а в сельском хозяйстве 4,0 раза.  Кроме того, часто  торговые монополии вместо отечественных товаров  завозят  товары из-за рубежа и таким образом подрывают отечественное производство и обеспечивают?? засилье импортных товаров.   (ПОВТОР)

Новейшим оружием компрадорской власти  в деле разрушения обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства России является вступление ее  в ВТО.  Во многом лишенные конкурентных преимуществ, многие  предприятия обрабатывающей промышленности обречены на тихое угасание, на разорение. Это – в  интересах мировой финансовой олигархии. Ведь для экспорта сырья ВТО не требуется. А больше экспортировать России нечего. (А в интересах наших монополистов – КАК???) КОМУ ЭТО ВЫГОДНО  НАС???

Коррупция чиновников и бюрократическая волокита, всякого рода поборы и вымогательства  тяжелым грузом ложатся на плечи производителей (Например, для того чтобы поставить сарай у нас требуется три года согласований, тогда как в США  — три месяца)

В этих блокадных условиях, не имея достаточных  средств для обновления, модернизации производства,  обставленные со всех сторон непосильными выплатами  и поборами, лишенные защиты и поддержки государства,  собственники предприятий, находясь словно в  «газовой камере» (К. Бабкин),  экономически заинтересованы в том, чтобы  максимально выработать существующие мощности, максимально эксплуатируя наемный труд, а затем обанкротить,  продать предприятие, а капитал или вывести в финансовую,  спекулятивную сферу или перевести за рубеж, где условия  для прибыльного применения капитала более приемлемые.  Этому процессу способствует и призывы премьер-министра России  Медведева смелее закрывать убыточные  предприятия. А их  у нас  фактически 40%.  При этом правительство поощряет продажу иностранцам отечественных  предприятий, внедрение иностранного капитала.  Отсюда всеобщая деиндустриализация производства, отторжение производства от новинок НТП, промышленность стремительно «проедает»  свои основные фонды, паразитическое потребление вместо производительного  вложения, массовый вывоз капитала за рубеж.  Низкая производительность труда, прибыльности предприятий породили  такие средневековые методы обогащения как рейдерские захваты предприятий, которые никак не преследуются государством. Что касается рабочих, то они, подвергаясь жесточайшей эксплуатации, будучи фактически  бесправными, отстраненными от участия в управлении производством,  мало заинтересованы в его развитии.

В результате проводимой правящей олигархией  экономической политики разрушение  реального сектора экономики, прежде всего, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства  приобрело характер устойчивой тенденции.

В обрабатывающей промышленности – «ядра» индустриального производства —  разрушены полностью или в большей части отрасли, которые  сами производят машины и оборудования для производства средств производства (инновационный комплекс) .   Это- станкостроение, приборостроение, тяжелое машиностроение, радиоэлектроника  и др.  Россия лишилась  отечественной материально-технической базы  для перевооружения и развития своего производственного потенциала, а, следовательно, и независимости в этой главной сфере экономики.  История разрушения  отечественной обрабатывающей промышленности– это череда выбытия из года в год из месяца в месяц все новых, прежде всего,  тех предприятий, которые составляли основу  отечественных высоких технологий и которые могли бы обеспечить прорыв страны в будущее.   (ЭФГ  уже  несколько лет ведет рубрику «Список уничтоженных предприятий»). Уже в самое последнее время  один за другим закрываются алюминиевые предприятия, тракторные заводы.  уже подготавливаются к закрытию целлюлозно-картонные и бумажные комбинаты.  Постепенно умирают  ЗИЛ,  Уралмаш,  Воронежский приборостроительный завод, единственный в России,  ((изготавливающий приборы для ВПК)). Практически ничего не осталось от отечественного авиастроения.  Автомобильная промышленность  превратилась  в основном в сборку деталей и узлов, изготовленных за рубежом по зарубежным технологиям.  Не в лучшем положении находятся и другие отрасли обрабатывающей промышленности.

На оставшихся предприятиях машины и оборудование в основном устарели: из них 30% довоенных времен   и 50% послевоенных,  износ основных фондов  составил  от 75% до 100%.  Доля экспортируемых из России высокотехнологичных товаров  составляет не более 1% от общего экспорта гражданского назначения, в СССР в разные периоды  – 10-20%, в Финляндии – 30%. Мы находимся в основном на уровне  так называемого 4-ого технического уклада, тогда как развитые страны прошли 5-ый уклад и осваивают 6-ой. осваивают 6-ой. Явно просматривается последовательность,   тенденция преднамеренного уничтожения отечественных предприятий обрабатывающей промышленности еще с 90-х годов  —  от экономического ослабления  до  их раздробления, а затем и уничтожения.  Обрабатывающая промышленность отправляется на переработку в металлолом.   Отказ от восстановления разрушенных в 90-е годы обрабатывающих отраслей промышленности, в первую очередь машиностроения, и дальнейшее их разрушение неолибералы рассматривают в виде задачи вхождения России в постиндустриальную стадию. Между тем переход в постиндустриальную экономику в сегодняшней практике отнюдь  не предполагает отход от традиционных отраслей, естественно оснащенных современной техникой, которые в том числе решают и проблему занятости.    Следует напомнить, что постиндустриальное общество – это не только хайтек и сфера услуг. В тех же постиндустриальных Соединенных штатах  сегодня  существует тенденция восстановления  для покрытия внутреннего спроса производств, ранее вытесненных в развивающиеся страны.

Не избежало участи разрушения и сельское хозяйство, которое в последнее время стремительно деградирует.  Обладая  огромными ресурсами (132 млн. га сельскохозяйственных земель – основной сельхозресурс ), сельское хозяйство по большинству видов сельхозпродукции еще не достигло уровня 90-х годов.  Однако, как и предприятия обрабатывающей промышленности,  сельхозпредприятия обставлены высокими налогами, тарифами на  топливно-энергетические ресурсы,  банковскими процентными ставками,  розничными накрутками, низкими закупочными ценами на сельхозпродукцию и др.   Намного ниже и объем средств, направляемых на развитие  сельского хозяйства в России,  по сравнению с той поддержкой, которую получают основные конкуренты – ЕС, США, Китай, Япония и др. Ситуацию усугубила и предательская позиция власти при вступлении России в ВТО как в отношении принятия разорительных условий для сельского хозяйства, так и в  выработки адекватных мер по адаптации отрасли к резкому изменению условий, что привело к резкому обострению неравенства  конкурентной борьбы отечественных и зарубежных сельхозпроизводителей.  В результате рентабельность сельхозпроизводителей оказалась почти втрое ниже, чем в США, а 40 млн. сельских жителей – на грани выживания. В то же время импорт продовольствия достигает уже 60%   и растет ежегодно на 14%.

Госпрограмма развития сельского хозяйства до 2020 года  программирует затухающие темпы его развития, т.е. его окончательную гибель.   Если же грамотно использовать существующие ресурсы и резервы, то, по расчетам даже буржуазных экономистов, сельхозпроизводство в России  можно к 2020 году увеличить в три раза. (См. проект Дорожной карты развития сельского хозяйства России до 2020 года, разработанный специалистами в рамках Московского Экономического Форума). Мы можем кормить  1 млрд.  человек в мире, но  при этой власти  мы можем умереть с голода.

Вместе с разрушением отечественного производства, его деиндустриализацией  происходит и деквалификация рабочих.  Изношенное, обветшалое производство не требует повышения квалификации. На новых , например, российских автомобильных предприятиях, где производство представляет характер сборки произведенных за рубежом деталей,  узлов и агрегатов,  не только упрощаются трудовые функции рабочих, но здесь уже не требуются ни конструкторов, ни технологов. Так в массовом порядке происходит вымывание  высококвалифицированного труда рабочих и инженерно-технических работников.  Соответственно резко ухудшилась  структура и качество образования, подготовки трудовых кадров.  Так, численность обучающихся в  начальном профессиональном образовании сократилась  с 1990 года в два раза. В высшем профессиональном образовании резко снизился выпуск по специальностям, имеющих отношение к производству.

Притягательной для специалистов всех уровней  является сфера услуг – в финансовой деятельности, госуправлении, торговле, недвижимости и т.п., где и оплата труда выше и условия лучше. В  обрабатывающей промышленности  оплата труда составляет 93% от средней по экономике и условия труда зачастую тяжелые и вредные для здоровья. Здесь эксплуатация труда рабочих в 8 раз выше, чем западных рабочих. Здесь преднамеренно формируется армия дешевого труда колониального типа с вытеснением отечественных рабочих мигрантами, которых используют фактически как рабов. (Реформа о привлечении в Россию как больше мигрантов была разработана ВШЭ.))

В свою очередь, тенденция к деградации  профессионализма  рабочих и ИТР тормозит развитие производства,  внедрение новой техники из-за нехватки нужных высококвалифицированных кадров.

Игнорируется участие рабочих в управлении производством,  самоуправление трудящихся, ставшего уже мировой тенденцией и представляющий мощный стимул к повышению производительности труда. В то же время трудовое законодательство России все более ужесточается и ставит в полную зависимость пролетария от буржуа.

Вместе с разрушением производительных сил серьезно деградирует и наука, несмотря на ее приоритетную роль, особенно в условиях современной информационной революции.  Однако, после развала СССР в результате обвального сокращения финансирования научных исследований  до 1% ВВП (в  США  и ЕС – 2,7%, в Японии – 3.46%)  и заказов на их проведение 80% отраслевых  НИИ и КБ фактически  прекратили свое существование.  Фундаментальные исследования в основной своей части до последнего времени были сосредоточены в  академическом секторе науки. Переход от академической формы организации фундаментальной науки к вузовской в результате последнего реформирования РАН, по существу, ведет к  деградации и развалу науки в России.

Так, вместе с разрушением производства и  науки  происходит деиндустриализация, деквалификация, деинтеллектуализация, демотивация, что предполагает единственный выход – демонтаж всей политической системы.

Наряду с политикой разрушения отечественного производства и науки правительство продолжает проводить политику на  всемерное  привлечение иностранного капитала, которому в нашей экономике  уже принадлежит большая часть.  Если в цифрах,   доля иностранного капитала в экономике России в целом  составляет 75%, в т. ч.  в имуществе — 60%;  в прибылях — 70%;  в акциях  — 90%.

Однако иностранные инвесторы, скупая предприятия,   весьма мало средств  вкладывают в их развитие. Так, по подсчетам экономистов,  за последние 18 лет отечественными предприятиями было вложено в развитие производства 9 триллионов рублей и только полтриллиона иностранным капиталом и с его участием.  Пагубную роль играет и спекулятивный  иностранный капитал  на российских фондовых рынках, где он доходит до  90%. Особенно во время кризисов, когда  он «уплывает» к себе на родину, обрушивая российский рынок. Именно по этой причине,  прежде всего, объясняется наиболее глубокое падение промышленного производства в России во время кризиса 2008 – 2009 г.г. среди двадцатки стран мира.

Вместе с разрушением отечественно производства, падения его  конкурентоспособности, вытеснением его иностранным капиталом   усиливается сырьевая структура экспорта.  В 2002 году экспорт водородов из России составлял чуть более 57% от всего экспорта, в 2008 г. – около 68%, в 2012 г. – примерно 70%. (Проскурин).

(ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ  Сейчас  Темпы ВВП…  ПТ)

Однако, вопреки политики разрушения правящей олигархией  в России еще сохранился  экономический, производственный,  научный,  трудовой,  финансовый потенциал, необходимый  для возрождения России.

По-прежнему,  проводится политика подчинения мировой олигархии, в первую очередь  США, с целью защиты власти правящей олигархии и условий ее обогащения. Укажем на следующие ее основные направления.

—  Вывоз за рубеж государственных денежных средств, представляющих резервный фонд страны и фонд национального благосостояния (общая сумма – 7,5 трлн. руб.)  и вложение их в ценные бумаги, прежде всего, США. (Напомним, что эти средства вкладываются под 1,5 -2% годовых, тогда как российским компаниям дают  кредиты за рубежом под 7%, а внутри страны –в два раза выше).  Эти огромные средства намного превышают величину, реально необходимого запаса. Так, во время кризиса с августа 2008 г. по февраль 2009 г. было затрачено 200 миллиардов долларов из резервов, составляющих лишь третью его часть. Затрачены официально — на антикризисные меры, но фактически были переведены «своим»  банкам, которые отправили их за рубеж, в оффшоры для самовозрастания,  и  лишь незначительная их часть пошла на поддержку реального сектора.  (Эта часть и может составить минимум резерва, а остальное можно спокойно отправлять на модернизацию). И сейчас действует «бюджетное правило», по которому львиная доля от нефтедоларовых доходов отправляется за рубеж.  Несмотря на требования прогрессивных сил вернуть эти деньги в Россию, политика наращивания оттока денег за рубеж продолжается под предлогом создания «подушки безопасности» на случай кризиса. В действительности, это «подушка безопасности» для правящей олигархии России, чтобы  в случае социальной революции можно было силами наемников восстановить власть или же в случае их изгнания для безбедного существования за рубежом.

Так искусственно создается дефицит госбюджета. Правительство вводит режим экономии, заявляет об отсутствии денег и сокращает расходы на социальные нужды, на модернизацию и т.п. (За рубеж отправляют триллионы, а на модернизацию – несколько десятков млрд. рублей. в год, а с учетом разворовывания – символическую сумму).  Как  удивительно  сочетается политика сжатия денежной массы в  России  и политика США по безграничной эмиссии ничем не обеспеченных долларов, которые и поглощают наши резервы. Вспомним и долларизацию экономики России через механизм закупки долларов для эмиссии рублей – канал,  через который перекачивается сотни млрд. долларов в США. В этом механизме важнейшим звеном является Центральный банк России, который отделен от государства (по закону о ЦБ) и   подчинен политике ФРС США и,  по сути, является его подразделением.  Так, через  колониальную администрацию,  пятую колону в России невидимая рука тайного мирового правительства, как и в 90-е годы, контролирует и управляет финансами нашей страны, присваивает ее национальные богатства. Русский читатель в  недоумении и в изумлении: как,  наши же русские так предают Родину, верните наши деньги. Поясним: они уже давно не русские, точнее, может быть и русские, но уже за 20 лет «реформ» совсем американизированы,  – у них и недвижимость за рубежом, и дети за рубежом,  и гранты они получают из-за рубежа,  и требования у них иноземные.  Чего только стоит требование  С. Медведева,  одного из профессоров  ВШЭ – «мозгового центра» либеральных реформ,  отобрать у России Арктику с ее нефтегазовыми  месторождениями, а заодно – и ядерное оружие.   (Краткая  справка: ВШЭ является «мозговым центром» правящей олигархии и проводником интересов США в России. В течении 20 лет ее специалистами были разработаны основные разрушительные для страны либеральные реформы. ВШЭ «личной унией» (руководители ВШЭ и ЦБ являются супругами) связана с Центральным банком России и совместно с ним  выстраивает систему  финансовых отношений в интересах США. )

—  По-прежнему  90% активов  крупных российских компаний  зарегистрированы за рубежом, в оффшорных зонах и не принадлежат России, что обеспечивает им уклонение от налогов, которые они по логике их деятельности в России должны платить в наш бюджет. Так как  в эти компании входят и финансовые империи наиболее приближенные к первым лицам государства олигархов, которые так же  используют оффшорные схемы для уклонения  от  налогов, то борьба против  оффшорного  уклонения от налогов,  о которой объявил Путин, будет носить все тот же результат, что и борьба  с  коррупцией.

—  Политика свободного вывоза капитала. Только в 2013 году частный капитал вывел из страны около 70 млрд. долларов.

—  Правительство протаскивает на российский рынок иноземные товары в ущерб отечественному производству. Так, например, чуть ли не полностью уже уничтожена наша авиационная промышленность руками высших чиновников,  которые не допускают до серийного производства нашей авиатехники, намного качественней и дешевле зарубежной.  покупая за рубежом  изношенную и дорогую.

Продолжается политика паразитизма и расточительства власти.  О непомерно разрастающемся  паразитизме свидетельствуют  высокие доходы государственных   чиновников.  Характерно, что доходы управляющих государственных корпораций от миллионных сумм уже переваливают за миллиард рублей в год и превышают  доходы частных собственников аналогичного уровня. Так, доход Сечина («Роснефть»)  в 2012 году  достиг полтора миллиарда рублей. Доходы чиновников  повышаются даже во время кризисов, как это было в  2008-2009 г.г. и в конце 2013 г. Одновременно существенно повышается оплата силовикам и думским служителям  для их верной службы интересам правящей олигархии.

Однако, наиболее лакомым источником доходов бюрократии является коррупция и казнокрадство. Официально разворовывается половина госбюджета, фактически в два раза больше. По признанию Медведева, только в результате применения закона № 94 (о госзакупках) из бюджета было разворовано около 1 трлн. рублей. Коррупция стала неотъемлемой частью совершения любых дел. Чтобы не строили, производили, организовывали, во всем закладывается коррупционный интерес бюрократии. Так, из выделенных на проведение Олимпиады в Сочи в 2014 году 1,7 трлн. руб. было уворовано 577 млрд. руб. Это делается открыто и цинично, об этом все знают. Но мало кто знает о великой коррупции, когда российские чиновники получают подачки в виде грантов и т.п. за верную службу от заокеанских хозяев. По коррупции Россия занимает одно из первых мест в мире.

Расточительство правящего класса  не знает границ.  Только за границей элита  тратит (в том числе на покупку лучших дворцов. яхт и т.п.) больше средств, чем все, что связано с финансированием сельского хозяйства, здравоохранения, обороны – все вместе взятое,  и далеко превзошла в расточительстве элиту при Николае II, которая тратила за границей больше, чем довоенный бюджет на оборону.   Вершиной расточительства и стала Олимпиада  в Сочи 2014 года, а в скором будущем – футбол 2018г., различного рода олимпиады и т.п.  Несмотря на известную полезность спортивных олимпиад, в нее вложены такие огромные средства, что в условиях упадка и кризисного состояния страны иначе как пир среди чумы ее не назовешь. Но, очевидно, власть предпочитает лучше казаться чем быть.

Эта политика паразитизма и расточительства, когда большая часть произведенного продукта идет не на производительное, а на паразитическое потребление,  придает господствующий в России капиталистической системе феодальный характер. Другими словами, в России установилась феодально-капиталистическая  система с (ярко выраженной) компрадорской властью. (?) Следовательно,  произошел исторический регресс – от коммунистической формации на ее социалистической стадии как более высокой исторической ступени   к более низкой  — капиталистической и даже ниже – со значительной долей феодальных отношений.

Все это свидетельствует о переходе империализма на более высокую ступень загнивания капитализма – тенденции, о которой писал еще  Ленин. Эта ступень представляет собой уже не просто загнивание, а  гниения капитализма, когда монополии не только эпизодически тормозят научно-технический прогресс, но теперь  в мировой капиталистической системе в условиях господства монополии объединенных империалистических стран  происходит  масштабное разрушение  производительных сил — промышленности, сельского хозяйства, науки и др. в зависимых странах, в том числе и России, огромный вывоз капитала из этих стран в интересах мировой олигархии.

Оборотной  стороной этой политики является  относительное и абсолютное обнищание большинства народа, когда  60% населения живет ниже черты бедности, а четверть населения  — в нищете.  Продолжается и вымирание населения, прежде всего, русского народа.   Этому   способствует процветание алкоголизма (12 млн. алкоголиков), наркомании (1,5 млн. чел.),  увеличение спектра болезней, о которых в советское время уже забыли. Существует тенденция ухудшения здоровья последующего поколения по сравнению с предыдущим. За последние 20 лет в среднем численность населения ежегодно уменьшалась на 900 тыс. человек.

В результате разрыв  между чрезвычайно богатыми  и чрезвычайно бедными  (110 семей в России присваивают треть доходов страны) далеко превысил пределы, за которыми следует социальный взрыв. Более несправедливо имущественные  и денежные блага распределяются только в мелких странах Карибского бассейна.  Характерно, что если в мире сближение  различий между богатыми и бедными считается признаком социальной справедливости, то в России, похоже, наоборот, — именно увеличение разрыва между этими крайними группами, рост миллиардеров и усиление нищеты считается признаком здоровья общества, где нищета слабых подчеркивает могущество сильных. Это политика социального дарвинизма, превосходства богатых над бедными извращает реальные ценности человека и превращает богатых в образец  для подражания.

Итак,   политика правящей олигархии – это, во-1-х, политика части мировой олигархии, которая сама управляется последней;   во 2-х,

политика направлена на отток богатств России в интересах мировой олигархии в качестве платы за удержание у власти ((с критическим расслоением общества на богатых и бедных)). По сути,  это дань русского народа иностранным пришельцам за свое поражение, как когда-то платили дань  татаро-монгольскому игу; в 3-х, политика перехода к экспортно-сырьевой модели развития (деградации) при уничтожении обрабатывающей промышленности,  прежде всего, инвестиционного комплекса, сельского хозяйства., науки, создании армии дешевого труда. Результатом, следствием перехода к этой модели является сокращение населения, потеря территорий,  для освоение которой нет средств, а значит, потеря страны.  Т.е. переход к сырьевой модели – это путь к разрушению России; политика разрушения науки и насаждением  религиозного мировоззрения с массовым возведением храмов;  В 5-х, политика политических  репрессий как средство борьбы,  усмирения протестующего народа и защиты правящей олигархии.

С такой политикой власть способна порождать кризисы, но в целом не способна обеспечить развитие.  По основным  показателям развития  Россия не только не достигла уровня 1990 года, но и в ближайшее десятилетие  прогнозируется  пребывание  по сути на «мертвой точке». Рассмотрим в цифрах.  После кризиса  1990-х  в восстановительный период 1999 – 2008 гг.  ежегодный прирост ВВП составил 6,9% (заметим, в большей части за счет высоких цен на нефть в этот период), достигнув лишь три четверти уровня 1990-го года;  в кризисный период 2008 -2009 г.г. российская экономика в двадцатке стран оказалась в наиболее глубоком потрясении. И только в 2011 году потери 2009 г. были восполнены. В 2012 г. темпы экономического развития резко замедлились: ВВП — 3,4% (2011 г. — 4,3%); в 2013 г. прирост ВВП составит не более 1,5% (или вдвое ниже мирового).

Но и дальше – не лучше. Правительство прогнозирует прирост ВВП в 2013 -2018гг. — всего 2,9 %, затем он будет снижаться до 2,5% в 2021 – 1025 гг. и до 2,1% в 2026 3030 гг. Если же учесть, что мы вступили в такую стадию, когда только выбытие основных фондов будет составлять 2% ВВП, то рост 2% ВВП означает по сути лишь простое воспроизводство. При нынешнем двух-, трехкратном отставании России от стран-лидеров современного мира и при более высоких в настоящее время темпах их развития при такой власти нам уготована судьба исчезающей цивилизации.

Говоря об источниках развития экономики, ее модернизации, обычно предлагают «распечатать» чрезмерные резервы страны. Это – верно. Академик   Примаков, например, видит источники, кроме того. в более равномерном выполнении бюджета в течении года, в лучшем кадастровом учете объектов недвижимости, в сокращении незавершенки и т. п. И это верно. По почему-то не говорит о главном — тех неисчерпаемых источниках, которые кроются в преодолении паразитизма и расточительности власти, наконец в долларизации экономики, о варварском использовании работников. материальных и финансовых средств.,

После 10 лет разговоров о модернизации, наконец, Путин объявил о создании в России до 2020 года 25 млн.  высокотехнологичных рабочих мест.  Однако,  если не считать, что уже в 2013 году по расчетам  должны быть создано 4 млн. рабочих мест, а по факту 146 тыс. рабочих мест было разрушено, то возникает вопрос об  эффективности столь затратной акции – на каких предприятиях они будут создаваться (опять на сборочных?), в каких отраслях (в сырьевых, в сфере услуг?), как они между собой будут связаны – единично разбросаны или в системе и т.п.  Эффективная модернизация должна охватывать, во-1-х, отрасли, создающие средства производства для средств производства (инновационный сектор) как основы перевооружения всех остальных отраслей экономики;   во-2-х, —  все другие, в первую очередь,  отрасли обрабатывающей промышленности; в-3-х, создавать систему машин, охватывающие в единой технологической цепочке производство  от сырья до готового продукта, т.е. обеспечить вертикальную интеграцию производства;  в 4-х,  разрешить противоречия, обусловленные чрезвычайно высоким уровнем технологической неоднородности   современной российской экономики, которая выражается в сосуществовании современного и устаревшего, обветшалого оборудования, высококвалифицированных и неквалифицированных кадров и т.п., неравномерного территориального размещения производительных сил. То есть речь может идти только в рамках системной модернизации, иначе план о 25 млн. рабочих  мест не изменит общую картину экономики,  ее  колониальный характер. Но будет достигнута другая цель, которая, видимо,  и заложена в этой программе,  — создание  в стране, среднего класса, который своим привилегированным положением будет возвышаться над остальными изгоями и станет социальной опорой существующей власти.

Однако надежды на  хоть какую-то модернизацию испаряются, когда узнаешь, что правительство намерено развивать малый бизнес как главный локомотив развития экономики. То есть, надо полагать, вот эти малые предприятия в 9 человек  будут строить гидроэлектростанции, атомные реакторы и конкурировать с транснациональными корпорациями на мировом рынке. Конечно, если серьезно, то всякий сколько-нибудь здравомыслящий хозяйственник знает, что малый бизнес бесперспективен в силу его экономической беспомощности, незаинтересованности в долгосрочных инвестициях и слабости финансово-кредитных возможностей, а значит – и это главное – в  развитии высокотехнологического сектора экономики. Между тем, государственные компании, имея больше возможностей для инвестиций, призваны сыграть главную роль  в росте экономики. В то же время ставка  на крупный бизнес  не исключает поддержку малых предприятий особенно в решении задач инновационного развития,  занятости, производства комплектующих изделий, товаров, необходимых для населения. Однако политика развития малого бизнеса как главного локомотива  экономического роста России рассчитана на ликвидацию крупного производства,  что, кроме всего прочего,  противоречит обобществлению  производства как главной мировой тенденции развития современного  производства. Очевидно, раб на галерах явно гребет против течения.

Создается впечатление, что российская правящая олигархия хочет уподобиться США, которые за счет эмиссии доллара потребляет, не работая. Только вместо  печатного станка экспортировать несметные природные богатства России.  При этом избавиться   от обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, науки, довести  население до 30-40 млн. человек,  а то и избавиться от части территорий, например, передать Дальний Восток и Сибирь Китаю, как это предлагает профессор Высшей школы экономики Евгений  Альбац.  Следовательно, путь к сырьевой модели экономики – это путь к разрушению России.

Однако  «консервативный» сценарий развития экономики страны  не устраивает прогрессивные силы страны, в том числе   и национально ориентированную буржуазию. Ее силами весьма продуктивно ведутся поиски  выхода из кризиса, в частности,  на  Московском экономическом Форуме (МЭФ).  Однако, в  наиболее концентрированном виде эти взгляды изложены в докладе, подготовленного группой ученых – академиками С. Глазьевым, А. Некипеловым  и В. Ивантером.  Вот его основные положения: 1. Провести модернизацию производства на инновационной основе с преимущественным развитием инновационного комплекса, обеспечивающего перевооружение остальных отраслей производства, прежде всего, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и др.,  с освоением  в кратчайшие сроки 5-го  технологического уклада и в течение 5-7 лет  освоить 6-ой уклад,  обеспечив, таким образом,  выход России на рубежи развитых стран мира.  2. Обеспечить  темпы роста ВВП на уровне 5-7% в год.   3.  Обеспечить участие в модернизации государства:  а. мощными финансовыми вложениями, в т.ч. за счет средств Резервного фонда и Фона народного благосостояния, за вычетом необходимого резерва, а также использования эмиссионного дохода и увеличения эмиссии национальной валюты,  не оглядываясь на долларовые ограничения; б. программным обеспечением за счет плановых разработок  и государственным  регулированием их реализации; в. путем создания наиболее благоприятных условий для предприятий для мотивированного проведения модернизации – снижение налогов, кредитных ставок и тарифов на топливно-энергетические ресурсы, регулирование ценообразования и др. 4. Совершенствовать рыночные институты и инструменты развития рыночной экономики, всемерно развивать свободную конкуренцию. 5.  Обеспечить существенный рост  жизненного уровня большинства населения, в т.ч. и за счет увеличения государственных социальных выплат.

Эта программа носит ярко  выраженный буржуазно-демократический характер и направлена на очищение капиталистических отношений от бюрократического засилья, феодальных  пут и поэтому, бесспорно, имеет прогрессивный характер.

В то же время она имеет недостатки  уже в силу ее буржуазной ограниченности.  Во-1-х, призывы к честной конкуренции и прозрачной политике  в условиях господства капиталистических монополий это – один из мифов буржуазных романтиков.  К тому же, оставаясь на почве господства частнокапиталистической  собственности,  экономика всегда будет подвергнута кризисам.  Во 2-х,  подчинение развития экономики росту благосостояния народа в условиях капитализма, жесточайшей борьбы за рост прибыли – еще один миф все тех же романтиков. Они не понимают, что корень всех зол в обществе исходит из господства частнокапиталистической собственности на средства производства, и только ее уничтожение откроет путь к благосостоянию трудящихся.  В 3-х,  докладчики  не учитывает такие мощные мотивационные силы в производстве как участие работников в управлении производством и распределением, т.е. самоуправление трудящихся,  которое превратилось уже в мировую тенденцию.  В -4-х, следовало бы уточнить требование о повышении активности государства в экономике. Ведь с позиции задач колониальной администрации государство активно поддерживает монополистический сектор и  активно управляет хаосом в немонополистическом секторе в сторону разрушения обрабатывающей промышленности,  сельского хозяйства,   в том числе и путем управления хаосом в этой сфере. В 5-х, авторы доклада не учитывают политическую сторону дела.  Они считают, что, сохраняя монопольно-капиталистический строй, достаточно вместо топ-менеджеров  в правительстве, профессионально не грамотных, привести  новую команду- специалистов, которые во всем разберутся по науке.   Однако власть глуха к голосу профессионалов и науки.  И не потому, что наука плохая. Она всегда была достаточно прогрессивная. Но ее никогда от Гайдара до Путина на порог не пускали. Потому что превыше всего — интерес обогащения власть имущих.  А потому господствующий класс в России никогда мирно не уступит власть.

Просвещенный читатель может справедливо заметить – в истории России нами правили и татаро-монголы, и немцы, и поляки-  всех мы их выгоняли. Сейчас ни для кого  не секрет, что нами правят американцы в лице неолиберального клана в правительстве. Следовательно,  надо их  выгнать.   Однако, надо признать, что национальная буржуазия в России, разрабатывая весьма рациональные проекты  технической  и организационной  модернизации производства,  весьма далека от политического переустройства  общества, как единственного средства их реализации, не говоря уже  о ее полной неспособности к борьбе за свои же идеи. Буржуазия в России всегда была политически слаба и всегда угодничала перед правящей бюрократией.

Остаются только социалистические силы, которые способны разрубить этот узел противоречий, остановить сползание России к пропасти. Для этого необходимо:

—   установление новой государственной власти в России, способной вывести страну на путь прогрессивного самостоятельно развития,   исключить социальную дискриминацию, эксплуатацию человека человеком и кризисы из жизни общества;

—  превращение монополистической собственности в общенародную и переход к народно-демократическим, а затем и социалистическим преобразованиям с использованием опыта Китая и других стран  с переходной экономикой;

—  проведение новой экономической политики, основанной на приоритетах централизованного  планирования, прогнозирования  и государственного  регулирования с использованием рыночных отношений,  ориентированных на развитие реального сектора экономии и социальные результаты; политики, независимой от мировой буржуазии,  опирающейся на максимальное использование собственных материальных, трудовых,  финансовых и научных ресурсов;

—   проведение новой индустриализации в России  на инновационной основе. Создание государством для этого кадровых, организационных, управленческих, финансовых и  социальных условий;

—  повышение жизненного уровня народа в соответствии с уровнем развития и возможностями  производительных сил и создание условий для всестороннего, творческого развития всех членов общества. В связи с этим —  обеспечение  общедоступного, преимущественно бесплатного здравоохранения и  образования, доступа всех  к очагам культуры;  сокращение социальной дифференциации (разрыв 10% бедных и богатых в России не должен превышать, как правило,   5-6 раз);

  широкое развитие самоуправлениия трудящихся на предприятиях (в форме рабочего контроля, участие в управлении производством и распределением и т.п.) и населения на территориях, участие в работе органов  управления широких масс как главного средства борьбы с бюрократией;

— создание всех необходимых условий для всемерного развития науки, культуры и искусства, народного творчества;

—  создание исключительно благоприятных условий для государств – бывшим республикам СССР, прежде всего, Украины для вступления  в Экономический союз (России, Белоруссии и Казахстана) с последующим восстановлением Советского Союза;

— развитие марксистской науки как  теоретической основы революционной борьбы рабочего класса.

—  подготовка главной революционной силы – рабочего класса и  союза его с другими прогрессивными силами общества  для революционных преобразований в России.